Интересные факты о Шотландии

Мы уже рассказывали Вам факты о курортах Кипра, теперь время Шотландии. Этот визит 1842 года стал первым в длинной череде шотландских путешествий английской королевы и ее супруга. Благодаря Виктории, не на шутку увлекшейся романами Вальтера Скотта, с тех пор вся монаршая семья регулярно проводила летние месяцы в северном «королевстве». В качестве «дачи» был куплен замок Балморал, а официальной резиденцией в Эдинбурге назначили старинный дворец Холируд, чьи стены помнят правителей из династии Стюартов. Викторианские традиции незыблемы и по сей день. Елизавета II вместе с мужем (носящим, кстати, титул герцога Эдинбургского) ежегодно останавливаются в Холируде в конце июня — начале июля.

В это время дворец закрыт для посещения к великому неудовольствию туристов, которым остается лишь фотографировать каменные изваяния единорогов, стоящих на страже у ворот резиденции, и высматривать сквозь ажурную решетку, не покажется ли во дворе кто-либо из королевской семьи.

Если вам повезло застать дворец открытым — не пропустите исторические покои в северо-западной башне, где находятся апартаменты печально знаменитой Марии Стюарт. Судьба этой удивительной женщины давно стала легендой, в которой перемешаны злой рок, любовь, интриги и убийства. Марии было всего семь дней, когда от сердечного приступа скончался ее отец Яков V, и новорожденную объявили королевой Шотландии. В 15-летнем возрасте она вышла замуж за французского дофина и через год получила еще одну корону, но супружеское счастье оказалось недолгим: болезненный Франциск II умер, сделав Марию 18-летней вдовой. Во Франции оставаться было опасно: суровая королева-мать Екатерина Медичи внушала придворным ужас и слыла искусной отравительницей. Пришлось юной Марии, воспитанной в католической вере, вернуться в протестантскую Шотландию. С этих пор ее жизнь протекала в политических интригах и борьбе за власть и, в конце концов, закончилась на плахе.

По узкой винтовой лестнице посетители поднимаются в покои, где Мария Стюарт любила проводить послеобеденные часы. Правда, такой порядок существовал до того, как по приказу ее второго мужа здесь был зверски заколот 56 ударами кинжалов ее близкий друг и секретарь итальянец Давид Риччио. Убийство произошло на глазах у беременной королевы, которая в отчаянии чуть не отдала Богу душу и поспешила покинуть Холируд. А кровавое место в апартаментах, где лежало тело несчастного секретаря, сейчас отмечено специальной табличкой.

Служители дворца утверждают, будто пятно невозможно смыть из-за того, что кровь въелась в пористый камень. Так ли это на самом деле, неизвестно (помните мультфильм про кентервильское привидение), но в любом случае мурашки по спине во время экскурсии вам обеспечены.

На самом деле это феерический спектакль на свежем воздухе, где декорациями служат стены Эдинбургского замка и небосвод, подсвеченные горящими факелами, прожекторами и салютом. В параде участвуют военные духовые оркестры, барабанщики и танцевальные коллективы из разных стран, но основное музыкальное сопровождение, конечно же, традиционные волынки.

К татуировкам эдинбургское Тату никакого отношения не имеет. Непривычный термин возник в XVII веке, когда британская армия сражалась в Голландии. Каждый день ровно в 21:30 население ближайших к военному лагерю городков нервно вздрагивало от барабанной дроби. Таким не­ хитрым способом засевшим в окрестных кабачках солдатам давали понять, что пора возвращаться в казармы. Заслышав барабаны, трактирщики наливали воякам последнюю пинту пива, а потом выставляли их за дверь. Весь этот процесс назвали просто и емко — «перекрыть краны», что по-голландски звучало довольно длинно: «Doe den tap toe», а по-английски превратилось в короткое «tattoo».

Сегодня Тэту стало кульминацией и синонимом эдинбургского фестиваля. Больше 200000 человек ежегодно наслаждаются зрелищем, сидя на трибунах, выстроенных на эспланаде перед замком. Еще 100 миллионов смотрят шоу в прямом эфире.
А вот для австралийцев Тату является символом новогодних праздников: его традиционно показывают по местному телевидению вечером 1 января, совсем как у нас «Карнавальную ночь» или «Иронию судьбы».

Мощенную булыжником старинную улицу, соединившую Эдинбургский замок с Холирудом, называют Королевской Милей (Royal Mile). Строго говоря, улиц здесь не одна, а целых четыре, плавно переходящих одна в другую. Но туристам, перемещающимся короткими перебежками от магазинов к музеям, а оттуда — к ресторанам, некогда разглядывать скромные таблички с на­ званиями. Успеть бы приобрести себе любимой клетчатую юбку (не беда, что в Шотландии только мужчины носят килты, на девушках они тоже неплохо смотрятся), купить сыну фигурку горца в костюме Маклауда из клана Маклаудов (волынку не обещайте привезти ни в коем случае!), вы­ брать дочери серебряный кулончик в кельтском стиле. Тем временем из соседней лавочки тянет сладким ароматом экологически безупречного верескового меда, а ненадолго оставленный без внимания муж уже рвется в Scotch Whisky Heritage Centre, где его точно ждет дегустация.

Популярность Музея виски у туристов можно сравнить только с пристрастием шотландцев к их «живой воде». Посетители Центра удобно рассаживаются в стоящие на рельсах тележки, повторяющие форму бочонков из-под виски, и путешествие к истокам культового напитка начинается. Мелькают картинки, меняются рассказчики, чередуются запахи… В общем, выйдя из этого почтенного заведения, вы будете знать все о традициях, секретах производства и особенностях вкуса многочисленных сортов, а главное — о том, как не купить подделку. Если коротко — запомните ключевые слова scotch и whisky. Они означают, что продукт был произведен и разлит по бутылкам в Шотландии в отличие от разнообразных whiskey, не гарантирующих идеального качества.

Обязательно почитайте так же интересные факты о Турции.

Вам может также понравиться...